В селе Ташкирмень живут представители специфической этнографической группы татарского народа, называемый татарами - кряшенами. История самого селения уходит в глубь веков. Эти местности были населены людьми еще в эпоху неолита и изобилуют археологическими находками, относящимися к различным периодам становления и развития человеческого общества. Из археологических достопримечательностей в окрестностях села наиболее известны два древних городища. Одно из них местное население называет « Бишек Тау» ( Колыбель Гора), а другое «Кала Башы» ( Главная крепость). По народным преданиям, здесь в очень древние времена велись ожесточенные бои, в результате чего большинство населения было уничтожено.
КРЕПОСТЬ». обозначает « КАМЕННУЮ Слово « ТАШКИРМЕНЬ»
Источники позволяют сделать вывод, что село Ташкирмень является одним из древнейших селений Лаишевской стороны и существовало еще в булгарский, золотоордынский периоды. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что близ села обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому , золотоордынскому периоду.Х111 –Х1Х в.в. В конце Х1Х в. историк И.А.Износков, описывая селение Ташкирмень,также засвидетельствовал, что « внутри деревни, при раскопках земли, жители находят разные вещи и монеты с арабской надписью», в частности, в 1882 году юго-западнее с.Ташкирмень, в местности, называемый «коркураз» был найден глиняный кувшин с 72 серебряными монетами, датируемыми
оврага самой дороги из деревни Ташкирмень в Макаровку» и называлось « Ханкирменью», что буквально обозначает ханскую крепость. Тогда данное поселение представляло из себя небольшую крепость, призванную отражать набеги кочевников с юга (с Закамской стороны), что и отразилось в названии села. и придерживалось ислама . Само селение в период Казанского ханства располагалось несколько юго-западнее современного села « на противоположной стороне население этих местностей было булгарским ( татарским) степенью достоверности позволяют также предложить, что древнее средневековое Источники с большей
До 50 годов Х1Х столетия « на кургане ( в Ханкирмени) находился могильный камень ( мусульманский) с татарскими надписями, который по рассказам местных жителей, тайно увезен татарами деревни Епанчино ( ныне в зоне затопления Куйбышевского водохранилища), и как святыня, поставлен на их местное кладбище. Таким образом, говоря о Ташкирмени булгарского, Золотоордынского периодов, периода Казанского ханства, имеется в виду древний Ханкирмень В связи с этим, отождествление древней Ханкирмени с современным селом Ташкирмень носит условный характер Тем не менее, в список селений Казанского ханства, составленный в свое время историком Е.И. Чернышевым по писцовым книгам.
Есть известие, что жители Ташкирмени были обращены в православие еще при первом Казанском архиепископе Гурие. С учетом того, что архиепископство было организовано в 1555 году, а в писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг.., составленный Иваном Болтиным, жители села упомянуты как « новокряшены», достоверно можно утверждать, что это действо произошло в хронологическом промежутке между 1555 и 1602-1603 гг. Однако это обстоятельство не помешало жителям села выполнять свои старинные языческие обряды в эти и последующие столетия.
Последнее обновление: 7 апреля 2022 г., 17:44