История

     Деревня Татарский Янтык расположен на территории Лаишевского района.

Она находится в 35 километрах от районного центра и в 52 километрах от города Казани.

В списке деревень периода Казанского ханства упоминается деревня на берегу реки Брыска ( в 1565 году упоминается имя Бушлык, что означает пустота, простор.)    

     В исторических сведениях Казанского края встречается название Янтыковский простор. Примерно это вторая половина XVI века и середина XVII века. В документах Генеральной межи, проведенный в 1766 – 1861 годах, упоминается это деревня, где жили крещенные татары. В справочнике, изданным Артемьевым, говорится, что деревня расположена на берегу реки Брыска. В 126 хозяйствах жили 394 мужчины и 382 женщины, была мечеть. В справочнике изданном Д. А. Корсаковым, отмечено, что в деревне были 122 татара, которые платили дань. В справочнике, изданном в 1898 году, говорится о проживании в деревне татар. По сведениям К. П. Берстеля в деревни проживал 1235 татар.

     История деревни такова. Сначала она была расположена на месте села Смолдеярово. После завоевания Иванам Грозным Казани, началась политика крещения. Татары не хотели принимать христианскую религию и убежали от большой дороги. В местах нынешней деревни были непроходимые леса и болота.3 Брата раскорчёвывали лес и обосновались здесь. Все они были их разных племён. Мэнэй Бухаретдинн – из татар, Садыйк – из калмыцкого, Камалетдин – из казацкого племени. Хочется отменить, что народ династий, из разных народов. Поэтому, сначала деревню прозвали Жыентык ? собранный!, потом для удобства произношения – Жантык ( то же самое), позже – Янтык.

До революции в деревне были 2 мечети. Одна на месте дома Насырова Анвара , вторая была на месте обелиска. Исторические события дошли и до Янтыка. Пришло время разрубить минареты мечетей. Это сделал человек по имени Нурмый. Позже он умер какой – то странной смертью. Одну мечеть перевили в село Карноухово, из неё строили больницу. Вторая мечеть осталось в деревни. В ней открыли школу. В настоящее время используется как квартира.    

Муллой первый мечети был Хамзин Садтретдин. Это был коренастый, сильный, здоровый человек. Говорят, в 80 лет он пешком ходил в Казань. Будучи пожилым человеком, женился на 18 – летней девушке. От этого брака к него 6 детей. Старший сын Хамзиных играл в переходящем театре. Мухаммет Хамзин стал даже директором этого театра.    

Один из сыновей, Габдрахман, стал первым учителем деревни. Был трудолюбивым, умным человеком. Уже в те времена строил для своей семье двухэтажный дом. Жили в достатке. В годы культа личности Сталина, сын Габдырахмана был сослан на Колыму, дочь умерла недавно.    

Братья Садретдина Хамзина тоже были муллами в соседних деревнях. Люди хранят о низ хорошие воспоминания.    

 Династии тех людей, которые обосновали деревню, продолжаются и в наши дни.   

Природа деревни очень красивая. Со всех сторон её окружают леса, широкие пойменные луга. В лесах, на лугах много лекарственных трав. Много земляники, клубники. В лесах созревает рябина, черемуха, калина 

 

Последнее обновление: 19 апреля 2022 г., 15:28

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International