История

Село в Лаишевском районе, на автомобильной дороге Казань-Оренбург, в 38 км к северо-западу от пгт Лаишево.

На 2000 г. - 528 жителей (русские).

Молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано в период Казанского ханства. Село Большие Кабаны упоминается уже в Писцовой книге 1567 года. Видимо, раньше (в период Казанского ханства) здесь существовало татарское селение.

В дореволюционных источниках известна также под названием Введенское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. В 1770 году в нем зафиксировано 285 душ экономических крестьян. До 1764 г. - монастырские, принадлежали Казанскому архиерейскому дому.

Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, овчинным и кузнечным промыслами. Традиционным промыслом крестьян была продажа мяса в городе Казани. В 1884 году в селе было 182 двора, проживало 1172 человека.

В 1840 в селе была открыта школа Министерства государственных имуществ, в 1869 г. преобразованная в земскую двухкомплектную школу. Специальное здание для школы было построено в 1913 году. В 1908-1913 гг. и позже там учительствовала выпускница Мариинской гимназии Мария Ивановна Кузнецова. За свою плодотворную педагогическую деятельность (которая началась в 1883 году) она была награждена серебряной медалью. Всего в школе было 3 учительницы.

В 1836-1884 гг. в Спасо-Преображенской церкови (построена ориентировочно в 1-й половине 18 в., памятник архитектуры) служил священник Михаил Иванович Красновидов (1815-1884). После него (до 1913 года) настоятелем храма был Константин Иванович Добромыслов.

В начале XX века здесь функционировали церковь, 5 ветряных мельниц, 2 крупообдирки, 2 кузницы, казённая винная и 8 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4055,1 дес.

До 1920 г. село входило в Столбищенскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 285 душ мужского пола, в 1859 г. - 998, в 1884 г. - 1172, в 1897 г. - 1407, в 1920 г. - 1547, в 1926 г. - 1669, в 1949 г. - 983, в 1958 г. - 1060, в 1970 г. - 610, в 1979 г. - 598, в 1989 г. - 508 жителей

Раньше односельчане мололи зерно на ветряных мельницах. В нашем селе их было пять. Они украшали деревню, любо-дорого было смотреть на их крылья, которые от ветра приводили в действие большие жернова, растирающие зерно. Благо никуда ехать не надо, привози рожь или пшеницу – и забирай муку».

На территории Большекабанского поселения находится памятник истории и культуры – Спасо-Преображенская церковь.

В архивном документе Казанской консистории в клировой ведомости Спасо-Преображенской церкви в с. Кабанах (так в документе) Казанского уезда Казанской губернии за 1912 г. значится: «Церковь построена неизвестно кем и когда. Зданием каменная, с таковой же в одной колокольней. Крепкая».

Иконостасы в главном храме и в приделах деревянные: 1-ом пятиярусный, в последних двух-одноярусные. Главный храм и приделы теплы. Вокруг церкви была каменная ограда с железной решеткой. Престолов было три: во имя Преображения Господня; во имя введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Земли при церкви состояло: усадебной вместе с церковным погостом 2 десятины, пахотной 16 десятин 150 кв.саженей (1 десятина=1,095 га; 1 сажень = 213,36).

На 1912 год священником был Константин Павлович Добромыслов, 55 лет, из духовного звания, окончил Казанскую духовную семинарию, с 1981 г. служил в данном приходе. Дьяконом – Александр Петрович Ионов, 56 лет, из мещан, образование получил самообразованием, определен в с. Кабаны в 1909 г. Псаломщиком – Михаил Семенович Бадяшкин, 30 лет, из крестьян, окончил Казанскую второклассную школу, определен в с. Кабаны в 1906 г.

Копии с метрических книг хранились с 1780 г. В приходе имелись школы. В Кабанах – земское училище, было открыто в 1840 г., на 1912 г. в нем обучалось 110 мальчиков и 28 девочек.

В советскую эпоху церковь, одна из 12 во всей Татарии и единственная в Лаишевском районе, смогла избежать разорения и развала, благодаря верности людей, а также самоокупаемости. В революционные времена, в 30-40 гг., да и позже, когда по указанию правительства все храмы рушились и закрывались, бывшие руководители района упорно добивались закрытия нашей церкви. Но благодаря кропотливой и настойчивой работе старосты Анастасии Кузьминичны Федориной, прихожан Анастасии Страдоньевны Бабашкиной, Аграфены Павловны Головановой и Анны Семеновны Исаевой святыня устояла.

Непростая судьба живет в памяти народа. В годы Великой Отечественной войны ее засыпали зерном, случались пожары, в один из которых отважная жительница села Марфа Степановна Киселева бросилась с ведром воды тушить еще не разбушевавшееся пламя, что послужило спасению храма. И несмотря на часто случавшиеся грабежи (а ее грабили не только воры - есть пример воровства со стороны священнослужителей, когда один из монахов снял колокола и переправил их в собор Петр и Павла, но бдительность и расторопность наших земляков и СМС способствовали возвращению краденного) церковь устояла. Отсюда следует вывод: благодатная Святыня обрела такое имя, потому что беззаветная Преданность и Вера сильнее зла.

Последнее обновление: 19 апреля 2022 г., 17:03

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International